Приложение Chop-Chop
Скачать из

Наш человек: издатель Максим Чумин

Сооснователь независимого издательства Parallel Comics Максим Чумин – во всех смыслах наш человек. Во-первых, мы тоже любим комиксы и восхищаемся донкихотским упорством тех, кто прививает эту культуру в России. Во-вторых, Максим фактически вырос на наших глазах: уже шестой год он стрижется в Chop-Chop у одного и того же мастера. Настало время поговорить по-мужски.

Помнишь самый первый комикс, который попал к тебе в руки?

Сложно вспомнить. Мой папа часто ездил в командировки и из каждой привозил сразу несколько оригинальных американских комиксов. Так что у меня скопилась большая коллекция из 600-700 книжек. И потом, когда я стал старше и начал путешествовать сначала с родителями, а потом и сам, то в каждой поездке старался найти специализированный магазин комиксов. 

Какой самый интересный в твоей коллекции – магазин, я имею в виду?

Конечно, лондонский Orbital Comics, я нашел его в 2009 году, накануне премьеры фильма «Хранители». На фильм меня тогда в силу возраста не пускали. А вот книжку «Хранителей» я там купил. Orbital Comics – очень атмосферное место. Я думал, такие образцовые магазины комиксов бывают только в голливудском кино. А тут – настоящий, да еще и Лондоне. Семь лет назад ничего подобного в Москве еще не было. Тогда ведь не только индустрии не было, и что такое магазин комиксов никто толком не представлял. 

Сегодня уже такое представление есть.

За семь лет изменилось все. Ребята, открывшие первый магазин «Чук и Гик», запустили волну интереса к комиксам у нас. Их первая точка открылась в 2010 году, а сейчас, шесть лет спустя, подобных точек около 60 по всей России. Кроме того, открылось много специализированных издательств. Еще пять лет назад в наших магазинах комиксов было не найти и пары книжек на русском, сейчас большая часть ассортимента в том же «Чук и Гик» – российских издательств.

Насколько тут спрос «сезонный»: вышел новый блокбастер – интерес к комиксу вырос?

Так и есть, издательства всегда стараются подстроиться под выход фильмов. Например, к выходу «Доктора Стрэнджа» в России вышло минимум три комикса от разных издательств. А до анонсов фильма об этом герое никто и знать не знал. Это на самом деле круто, потому что превращает в мейнстримную фигуру изначально довольно маргинального персонажа. У меня с «Доктором Стрэнджем» связана личная история. Мы выпустили в России к премьере фильма комикс, который я в далеком детстве купил в Голландии. Это история о том, как Стрэндж спас Человека-Паука. Или есть еще малоизвестная история о Стрэндже и Докторе Думе от создателя комикса «Хэллбой». Иметь возможность рассказывать все эти истории большому числу людей – настоящий кайф для издателя комиксов.

Ты фактически стал издателем, еще не окончив школу. Насколько серьезно к тебе относились большие дядьки из Marvel, с которыми приходилось вести переговоры?

Я об этом совершенно не беспокоюсь, а они так, наверное, и вовсе не знали, что все детали получения лицензий с ними утрясает подросток. У нас с ними ни разу не возникало недопонимая на этой почве.

Окончил школу, но дальше учиться пока не пошел. Родители не требовали объяснений?

Все, что я делаю сейчас, по сути портфолио для будущего поступления на факультет Fine Arts Чикагского университета. 

То есть будешь продолжать то, чем занят сейчас?

И да, и нет. Продолжу заниматься издательством, но буду больше фокусироваться на немассовых проектах, сейчас у меня их несколько. Самый главный, это, конечно, авторский сборник «Параллельные комиксы». Вещь выходит действительно интересная, с большим экспортным потенциалом. На самом деле это пример того, каким может быть «органичный» русский комикс – очень странные и одновременно жизненные истории, и почти без супергероев. Год я искал художников, было очень тяжело – тогда еще у издательства не было готового продукта. Приходилось буквально на пальцах объяснять людям свои идеи. При этом для большинства авторов сборник «Параллельные комиксы» – дебют в жанре. Еще и поэтому работа так затянулась – обычно комикс делается максимум два месяца, а мы только готовились более полугода. Но дальше будет проще – уже есть, что показать. Есть  еще экспериментальные истории, которые мы начали с Даней Трабуном развивать в инстаграме. Короткие, по девять кадров в каждой, такие художник может сделать за неделю, а возможности площадки для развития и трансформации – практически безграничные. А вместе с режиссером Ромой Либеровым, он делает серию фильмов о любимых поэтах, мы придумали серию поэтических комиксов «От руки». Фактически это комикс по стихотворению, и каждый раз новый поэт – новый художник. Они выходят раз в две недели и распространяются бесплатно в музеях, книжных магазинах. Тут получается смешение двух крайностей: с одной стороны, маргинальное искусство комикса, а с другой – русская поэзия «Серебряного века».

Есть и совсем персональный проект.

Площадка для личных экспериментов – «Ответ» в инстаграме. Это практически бесконечный «гипертекст в картинках», если угодно. Графический лабиринт, который только кажется полным возможностей, но на самом деле я провожу по нему читателя единственно верным путем.

Как понимаю, относительно стрижек, у тебя тоже есть своя история.

И она тоже из моего недалекого детства. Собственно в Chop-Chop меня привел отец, там же стал стричься и мой брат, когда достаточно подрос. И всех нас стрижет с 2010 года один мастер.

Чем он тебе так нравится?

Данила очень понимающий. Все что он ни делает – все работает. И это очень круто.

Но, как видно, общей моде ты не следуешь… 

Да, виски уже не брею, я с этим завязал два года назад.

У тебя безумная загрузка, остается у самого молодого издателя комиксов в мире время для друзей?

Само собой получилось, что все мои друзья там или иначе работают где-то вокруг комиксов: один рисует, другой помогает с распространением. То есть я скорее, наоборот, во время работы чувствую, что у меня одно сплошное дружеское общение, так что комиксы стали образом жизни. 

Когда знакомишься с девушками, сразу говоришь «Привет, я – издатель»?

Примерно так и выходит, но это не от бахвальства – чаще всего последний год знакомлюсь с девушками-художниками.

 

Интервью: Олег Малов

Выбор города
Россия
Москва Санкт-Петербург Архангельск Барнаул Белгород Владивосток Владимир Волгоград Воронеж Грозный Екатеринбург Иркутск Казань Калуга Кемерово Краснодар Красноярск Курск Липецк Магадан Нальчик Нижневартовск Нижний Новгород Нижний Тагил Новороссийск Новосибирск Обнинск Омск Оренбург Пенза Пермь Пятигорск Ростов-на-Дону Рязань Саратов Севастополь Самара Смоленск Сочи Ставрополь Сургут Тверь Томск Тула Тюмень Уфа Чебоксары Челябинск Южно-Сахалинск Ярославль Якутск
Украина
Киев Харьков Одесса
Казахстан
Алматы Астана Актобе Атырау Караганда Шымкент
Беларусь
Минск Брест
Грузия
Тбилиси
Киргизия
Бишкек
Кипр
Лимасол
Чехия
Прага
Добавить свой город